29.07.2010

Ученые выявили масштабное вымирание фитопланктона в Мировом океане

[РИА Новости 29.07.2010] Ученые выяснили, что фитопланктон - микроскопические морские организмы, поглощающие СО2 и являющиеся основой всех морских пищевых цепочек - вымирает со скоростью примерно 1% в год как минимум в течение последних 100 лет, что может иметь катастрофические последствия для глобальной экосистемы, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature 29 июля.

Согласно данным океанологов, собранным командой Бориса Ворма (Boris Worm) из Потсдамского института климатических исследований, основной причиной сокращения численности бактерий и водорослей, составляющих фитопланктон, может быть потепление океана.

Одним из негативных последствий сокращения численности фитопланктона может стать сокращение всей морской фауны, питающейся либо самими микроорганизмами, либо теми существами, которые используют фитопланктон в качестве основного источника пищи.

С другой стороны, именно за счет фотосинтеза, лежащего в основе жизнедеятельности фитопланктона, Мировой океан до сих пор мог поглощать примерно 40% всего углекислого газа, который выбрасывает в атмосферу промышленность. Эти микроорганизмы либо превращают СО2 в биомассу и передают её дальше по пищевой цепи либо, отмирая, уносят поглощенный СО2 вместе с собой на морское дно, где углерод в форме карбонатов может храниться в течение многих миллионов лет.

Сокращение численности фитопланктона означает снижение способности океана поглощать углекислый газ и дополнительное ускорение глобального потепления, которое, в свою очередь, будет ускоряющимися темпами наносить урон морской экосистеме. Всего за последнее столетие численность фитопланктона сократилась на 40%, что само по себе является чрезвычайно большой величиной.

Авторы статьи полагают, что их работа позволяет глубже оценить глобальные вызовы, которые природа предъявляет человеку в ХХI столетии.

"Фитопланктон - это критический компонент планетарной системы жизнеобеспечения, который производит половину кислорода, которым мы дышим, поглощает СО2 из атмосферы и служит основой всех рыбных хозяйств. Океан с меньшим количеством фитопланктона будет функционировать по-другому, и это нужно учитывать в наших попытках как-либо повлиять на экологическую ситуацию", - сказал Ворм, слова которого приводит пресс-служба Университета Далхауса в Канаде.

Первые данные, свидетельствующие о снижении количества фитопланктона в океане, были получены специалистами NASA с помощью спутниковой съемки - скопления этих организмов, имеющих зеленый цвет, как у растений, хорошо видны в космических снимках поверхностных вод океана. Однако регулярные спутниковые наблюдения за состоянием океанов начались только в 70-х годах прошлого века, а потому до последнего времени ученые не могли сказать, является ли наблюдаемое вымирание фитопланктона временным явлением или происходит в больших временных масштабах.

Для того, чтобы расширить эти данные хотя бы на временной промежуток длиной в 100 лет, Ворм решил использовать данные, собранные мореплавателями с начала 20 века. Несмотря на то, что моряки тогда не занимались изучением планктона, они периодически проводили замеры мутности воды - величины, напрямую зависящей от численности фитопланктона.

Скомбинировав этот тип данных с данными научных судов второй половины ХХ века и данными спутникового наблюдения, команда ученых и сумела получить свой результат.

Авторы публикации подчеркивают, что для более точного прогноза относительно последствий такого сокращения фитопланктона в Мировом океане нужны дополнительные наблюдения и более полное научное понимание происходящих процессов.